Шабранский Виталий Леонидович

Герой Соц.Труда
Шабранский Виталий Леонидович – начальник испытательной базы и руководитель работ в области испытаний жидкостных реактивных двигателей НПО «Энергомаш» (ныне - НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко, г. Химки, Московской области).
Родился 24 января 1917 года в городе Мелитополь ныне Запорожской области Республика Украина.
В 1940 году окончил Харьковский авиационный институт по специальности инженер-механик.
С 1942 года работал в ОКБ завода № 16 (г. Казань), в КБ А.М.Добротворского по проектированию и изготовлению авиационного двигателя внутреннего сгорания МБ-100.
С 1944 года работал испытателем ЖРД в конструкторском бюро, руководимом В.П.Глушко. В 1945 году в составе группы специалистов по ракетной технике был направлен в Германию, где до 1946 года работал директором испытательной станции завода “Форверк-Митте”.
В.Л.Шабранский был организатором восстановления разрушенной испытательной базы двигателей ракет ФАУ-2, и лично в городе Леестене проводил огневые испытания этих двигателей.
С 1947 года работал начальником испытательной базы для испытаний мощных ЖРД на заводе № 456 (ныне - НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко, г. Химки, Московской области). С 1947 по 1974 годы руководил испытательной станцией ОКБ-456 (лаборатория № 51, НИК-751). Руководитель первого огневого испытания точной копии двигателя ракеты ФАУ-2 — РД-100 (24 мая 1948 года) на отстроенном огневом стенде № 1.
На стенде № 1 с 1948 по 1954 годы были отработаны и сданы в серию ракетные двигатели РД-100, РД-101 и РД-103М. В 1956 году ракета Р-5М с двигателем РД-103М пролетела заданное расстояние и доставила в точку приземления боевую головку с ядерным зарядом. За создание мощного надежного ЖРД В.Л.Шабранский стал лауреатом Ленинской премии, а ОКБ-456 было награждено орденом Трудового Красного Знамени.
В конце 1959 года коллектив ОКБ В.Л.Шабранского приступил к отработке двигателя РД-111 на той же паре компонентов "жидкий кислород + керосин". Двигатель предназначался для новой межконтинентальной баллистической ракеты Р-9. В период доводки двигателя РД-111 на стенде № 1 впервые в стендовой и заводской практике была отработана методика повторных испытаний без съёма двигателя со стенда с заменой на нём отдельных агрегатов, внедрён в эксплуатацию технологический процесс качания камер сгорания с переходом при испытании питания рулевых машин с масла на керосин - основной компонент топлива. Освоена технология переохлаждения жидкого кислорода. Преодолевая различные технические трудности, работники стенда № 1 и их руководитель В.Л.Шабранский успешно за 2,5 года закончили доводку двигателя РД-111, и предприятие сдало его в серию.
Космический полет Ю.А.Гагарина 12 апреля 1961 года стал выдающимся событием в истории человечества.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 года за подготовку и успешное осуществление первого в мире космического полёта советского человека на корабле-спутнике «Восток» Шабранскому Виталию Леонидовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
С 1962 года В.Л.Шабранский руководил реконструкцией систем стенда № 1. 10 марта 1964 года впервые в нашей стране, в ракетно-космической отрасли, впервые в мире на стенде № 1 состоялось испытание двигателя РД 253 с «закрытым» выхлопом. В течение одиннадцати лет на стенде № 1 продолжались испытания двигателей на штатных компонентах топлива. На нем получили путёвку в жизнь двигатель РД-253 для ракеты "Протон", двигатели РД-263 и РД-268 для боевых ракет.
В 1974-80 годах - заместитель Главного конструктора по экспериментальным работам. Под его руководством решена задача по реконструкции и вводу в эксплуатацию испытательных стендов для кислородно-керосинового ЖРД РД-170/171, в 1980 году проведено первое испытание полноразмерного двигателя РД-170.
С 1980-го по 1988 год - научный консультант Генерального конструктора НПО “Энергия”.
Большинство испытательных баз в отрасли (в Самаре, Красноярске, Омске, Днепропетровске, Нижней Салде, Подмосковье) были построены при его участии.
В.Л.Шабранский занимался также научной деятельностью. В 1959 году защитил докторскую диссертацию. Был профессором филиала Московского Авиационного института, читал курс «Основы проведения экспериментальных работ».
С 1988 года – на пенсии. Жил в городе Химки Московской области. Умер 9 декабря 1992 года. Похоронен в Химках на Машкинском кладбище.
Лауреат Ленинской премии (1957). Награждён орденом Ленина (1961), 2 орденами Трудового Красного Знамени (1958, 1974).
При написании биографии использована фотография и статья Е.Румянцева с сайта «Космический мемориал».